Все больше и больше компаний вступают в борьбу с мировым
финансовым кризисом. Новый гладиатор на этой арене – ночные клубы
столицы. Еще несколько недель назад кризис воспринимался как отличный
повод устроить стильную вечеринку. Тема была свежа и актуальна – все
самые модные клубы Москвы – Soho Rooms, 1171, The Most, Rай, провели
тусовки под лозунгом «Мы против кризиса». Ведь тема близка как
олигархам и политикам, так и офисному планктону – словом, всем
постоянным клиентам ночных заведений столицы. Каждый клуб постарался
провести вечеринку оригинально, и в очередной раз оригинально заработал
денег.
егодня эксплуатация кризисной темы раздражает многих. Начавшиеся
увольнения, и ожидаемое сокращение годовых премий представляют кризис
не в столь забавном свете. Напоминания о проблемах там, куда приходишь
отдохнуть и забыться – уже дурной тон.
Закатим пир во время чумы! - А после чумы?
Пир не пир, но пить, при возникновении проблем, в России умели
всегда. На это можно рассчитывать. Всегда находились и будут находиться
люди, которые, зная, что все заканчивается, решают с шиком и лоском
закатить последнюю вечернику. Правда, раньше после таких вечеринок
обычно стрелялись. Ну, или отправлялись в долговую тюрьму – для
владельцев клуба, потерявших своего клиента, оба варианта равнозначны.
Так что это действительно будет сжигание денег. Причем последних –
после этого жечь станет нечего.
Вот Вам, а не гонорары! – Вот Вам, а не корпоративы!
В настоящее время некоторые ди-джеи и певцы начинают самостоятельно
уменьшать свои гонорары. В первую очередь это относится к наиболее
высокооплачиваемым (или, если говорить прямо, переоцененным) артистам,
а также к начинающим ди-джеям, которые будут рады самой возможности
отыграть в хорошем клубе. Но кризис ударил по корпоративам. А это очень
важно. Это деньги и нужные связи, а топ-менеджеры сейчас беспощадно
режут cost’ы. Причем сами топы, быть может, и не в силах отказаться от
посещения любимого клуба, но за свой счет водить туда несколько
десятков, а то и сотен лоботрясов – увольте.… Кстати, хорошая идея,
мистер Смит! Действительно, давайте вместо корпоратива мы их лучше
уволим! Так что может быть клубам и удастся сдать свои площадки, но
драки за них ожидать вряд ли стоит.
Без нас не могут жить! – Смогут-смогут
Заблуждение владельцев в том, что они считают московскую элиту
«подсаженной» на ночную жизнь, отказаться от которой люди просто не
смогут. Отчасти это правда, но большинство аудитории все же больших
денег не имеет и толку от них будет немного, так как они просто не в
состоянии приносить доход. А число обеспеченных людей в России
сокращается и, соответственно, уменьшаются и составляющие его сегменты
– включая и тот, который ориентирован на ночные клубы столицы.
Кризис – это возможности. - Но не для всех
Клуб – это прекрасная возможность отвлечься от серых дней. В Америке
расцвет Голливуда начался именно на время Великой Депрессии.
Экономический спад 90-х привел к возникновению таких грандов, как The
Tunnel, Sound Factory, Disco 2000. И действительно, клубы – это одно из
немногих мест, где действительно можно продать людям мечту, надежду и
другую жизнь. Хотя бы ненадолго. Но Россия – это совсем другая история.
Посетителей в наших клубах любят за деньги. И не станут развлекать
ночных жителей бесплатно. Проблемой является то, что продают наши
клубы. В эпоху становления монстров отечественного клаббинга, упор
делался на моду и гламур. И если в Европе считается правильным и
логичным ходить в клубы, где можно интересно и хорошо провести время,
то в Москве ходят туда, где модно и престижно. Так что продавать моду
мы научились, а надежду – пока нет.
Что будет?
Самое правильное, что можно сделать, чтобы пытаться понять будущее –
это прекратить читать аналитиков и экспертов. Или читайте тех, кто в
июле предсказывал цену нефти через четыре месяца в 40 долларов за
баррель. Нет таких? Тогда почему Вы интересуетесь их мнением сейчас? Мы
нырнули в кризис в сентябре и сейчас приблизились к первому дну. От
него можно оттолкнуться и поплыть наверх, а можно пробить дно и
устремится в глубину – навстречу второму (и очень возможно, что не
последнему). Нужно признать правду – мы не знаем, что будет. Есть
различные варианты развития событий и различные вероятности их
осуществления. Поэтому самое надежное – это быть готовым ко всему. В
таком случае проще всего использовать сценарный подход – т.е. быть
готовым к любому развитию ситуации. Как для мировой экономики в целом,
так и для России в частности, можно рассмотреть две базовые предпосылки
– усугубление кризисных тенденций или постепенное улучшение ситуации.
Таким образом, мы получаем 4 возможных сценария развития событий,
каждому из которых соответствует своя ситуация на клубном поле
I. Локальный кризис - кратковременное
снижение посещаемости и прибылей клубов с последующим восстановлением
их на докризисном уровне и ростом, опережающим инфляцию.
II. Кризис отечественной экономики - снижение емкости рынка на
среднесрочную перспективу, откат к концу 90-х годов, банкротство
значительной части клубов. В каждом сегменте остается 1-2 лидера.
III. Россия – островок стабильности - коррекция, а затем
стабилизация рынка на среднесрочную перспективу. Уменьшение среднего
чека, но сохранение минимальной рентабельности, гарантирующей выживание.
IV. Фундаментальный кризис мировой финансовой системы - непрерывное
падение интереса к клубам, кардинальное изменение структуры отрасли.
Возможно – укрепление позиций «районных клубов» для молодежи и переход
от роскошных VIP клубов к частным и крайне закрытым.
Чтобы понять, в каком именно направлении развивается рыночная
ситуация, целесообразно использовать ключевые индикаторы. К примеру,
данные смежных отраслей – коллег по luxury сегменту. Так, заметно упал
спрос на аренду машин элитного класса. Упал прокат драгоценностей,
впервые со времен Второй мировой войны элитные торговые дома снижают
цены. О скидках на свои товары объявили Chanel, Versace, Christian
Louboutin и Chloе, элитные бутики продовольствия теряют клиентов. В
целом, если вы признаете наличие и системный характер кризиса, тогда
вам лучше понять, что сейчас практически единственный правильный
вариант действий – это сохранение того, что имеется на данный момент.
Меры по спасению утопающих
1. Начать зарабатывать. Кто сказал, что в клубе могут зарабатывать
только за счет билетов, еды и напитков? Если не хватает креатива,
всегда полезно взглянуть на сайты знакомств – ознакомиться с обилием
способов вытягивания денег. Всякие мини аукционы, эксклюзивные изделия «только этого вечера»,
фотосессии и автографы приглашенных звезд, конкурсы на танец с «мисс
танцпола» и прочее. Можно использовать и бесплатную рабочую силу, ведь
многие молодые люди готовы на многое ради прохода в желаемый клуб. Вот
пусть они и генерируют новые способы зарабатывания денег, проводят
маркетинговые исследования удовлетворенности среди посетителей клуба,
помогают на подхвате на черновых работах. Не надо привлекать
исключительно девочек в купальниках. Вспомните тех же «флаерщиков» из
90-х.
2. Начать экономить. Клубы всегда старались поразить клиентов своим
размахом, бьющей в глаза дороговизной, даже сами здания частенько
строились с нуля, что уже нонсенс для Европы. Так что, оставшись без
дешевых денег и не имея подпитки в виде экономического роста внутри
страны, менеджеры должны в срочном порядке научиться решать проблему
привлечения клиентов на базе ограниченных средств и в условиях
строжайшей экономии.
3. Сохранить клиентов. В московских клубах ценят деньги. Но
почему-то не посетителей, у которых эти деньги есть. К примеру, в одном
из московских заведений клиент ежедневно заказывал ужин, а к нему
бутылочку изысканного вина, ценой около 300 тысяч. Ужин к такому вину
прилагался бесплатно. Но, недавно, после первого заказа вина всего лишь
за несколько десятков тысяч рублей, клиенту сразу же был выставлен счет
и за вино, и за ужин. Это – наша лояльность к клиентам.
4. Привлечь посетителей. Есть клиенты, которых мы не замечали.
Просто они не знакомы с изысканными наслаждениями клубной жизни. Для
первого прохода в клуб без знакомых, надо заплатить, предположим, 2000
долларов за гарантированный вход. Или быть позитивным, одеваться
дорого, со вкусом, в стиле заведения. Кстати, в Европе считается, что
человек получает заряд позитива именно в клубе. Собственно, для этого
туда и ходят. У нас, если человек хочет пройти бесплатно, он должен
придти со своим позитивом. А большинство из людей, непричастных к
клубной жизни, не пойдут в то место, куда их могут не пустить, дабы
сохранить чувство собственного достоинства.
5. Ценовая политика. Пожалуй, самое неправильное, что можно сделать
– начать привлекать посетителей сниженными ценами. Во-первых, мало кто
уйдет из любимого клуба со словами «в новом месте дешевле» – для
человека из элиты это равнозначно плевку в душу самому себе. Кроме
того, игра на понижение – это привлечение клиентов с наименьшей
лояльностью, такой практикой пользуются только клубы-аутсайдеры. Проще
раздать части постоянных посетителей клубные карты с хорошей скидкой.
А вообще, в эпоху приближающейся конкурентной борьбы, нужна только
правильная стратегия и смена ментальности. К примеру, у нас
распространена точка зрения, что если в самом клубе все дорого, а
внутрь могут не пустить – значит, клуб хороший. Так вот: теперь самый
хороший клуб – это тот, который понравился клиенту, куда он придет еще
раз, и приведет друзей.
|